Процесс получения вида на постоянное жительство IT-специалисту условно можно разделить на несколько этапов:
- получения согласования от Минэкономики;
- оформление разрешения на иммиграцию в Украину;
- оформление вида на постоянное жительство;
- регистрация места жительства в Украине (прописка).
Прежде, чем обращаться за оформлением разрешения на иммиграцию, иностранный IT-специалист должен обратиться в Минэкономики для получения специального согласования. Украинское законодательство предусматривает исчерпывающий перечень IT-профессий и должностей, которые могут быть основанием для получения ПМЖ. Для каждой из этих должностей есть соответствующие требования, такие как опыт работы в отрасли, высшее образование и тому подобное. Поэтому, первым этапом в оформлении ПМЖ является получение подтверждения уровня квалификации конкретного работника требованиям, предъявляемым к соответствующей специальности.
В частности, работник должен соответствовать основному и одному из дополнительных требований (их существует несколько). Обязательное требование к IT-специалистам — наличие опыта работы по соответствующей профессии, что может подтверждаться трудовой книжкой, договорами о предоставлении услуг и тому подобное. К дополнительным требованиям относят высшее образование, доход в размере 24 000 долларов США за предыдущий календарный год, знание и умение работать с определенными компьютерными программами и тому подобное.
Стоит отметить, что документы, выданные за рубежом, должны быть надлежащим образом легализованы (к примеру, путем проставления штампа «Апостиль») и переведены на украинский язык.
После получения вышеупомянутого согласования, иностранный IT-работник может обращаться в государственную миграционную службу для оформления разрешения на иммиграцию. Нужно также иметь в виду, что это основание является квотовым. Каждый год Кабинет Министров Украины определяет предельное количество иностранцев, которые могут ходатайствовать о получении ПМЖ на основании IT-специальности.
Тот факт, что упомянутое основание является квотовым, влияет также на объем необходимых документов для получения разрешения на иммиграцию. В частности, иностранцу, помимо прочего, нужно пройти медицинский осмотр в Украине, чтобы подтвердить, что лицо не является больным хроническим алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией или инфекционными заболеваниями. А также представить миграционной службе справку об отсутствии судимости, которая выдается страной гражданства.
Опять же напоминаем о необходимости легализации и перевода иностранных документов.
Рассмотрение документов миграционной службой может длиться до одного года. Именно поэтому, факт обращения за оформлением разрешения на иммиграцию является основанием для продления срока пребывания иностранца на территории Украины. Нюансом является то, что в течение действия такого продления, такой иностранец не может покидать Украину. В случае необходимости путешествовать за границу, уже после получения разрешения на иммиграцию, иностранец может ходатайствовать об оформлении визы типа «D» для оформления вида постоянное на жительство.
Поэтому, следующим этапом является оформление вида на постоянное жительство (ID-карты). Этот документ выдается в течение 15 рабочих дней и действует 10 лет (с возможность продления).
Последний шаг в процессе иммиграции в Украину — регистрация места жительства (прописка). По общему правилу, иностранец должен зарегистрировать свое место жительства в течение 30 дней после получения вида на жительство. В противном случае, такой иностранец будет привлечен к административной ответственности.
Иммиграция в Украину для IT-профессионала может стать настоящим вызовом из-за необходимости получения большого количества документов и прохождения многих этапов. Следует быть очень внимательным при подготовке дoкумeнтов, так как в случае неточностей, иностранцу может быть отказано в оформлении украинских документов, а пoвтoрнo пoдать заявление о предоставления разрешения на иммиграцию можно только чeрeз год.