По общему правилу, обретение гражданства Украины предусматривает отказ от иностранного гражданства. Это происходит путем подачи
в течение двух лет или . В случаях, когда заявителями являются граждане Республики Беларусь, на них не будет распространяться этот двухлетний срок. Здесь будет иметь место автоматическое прекращение одного гражданства в результате обретения другого, поскольку в соответствии с положениями Соглашения, .Вместе с тем, есть и другие особенности применения данного Соглашения. Дело в том, что для выхода из гражданства и непосредственно для применения его норм, лица должны постоянно проживать на территории того или иного государства. Речь идет об оформлении выезда на постоянное жительство в одну из стран, являющихся сторонами Соглашения. Такое требование вытекает непосредственно из его названия.
Выезд на постоянное жительство за границу (ПМЖ) гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на ее территории, оформляется по месту жительства. По результатам рассмотрения заявления о выезде на ПМЖ, органы внутренних дел принимают решение о выдаче
. По этому документу нужно въехать на территорию Украины и оформить принятие на консульский учет.В случае, если гражданин Республики Беларусь временно проживает в Украине, оформить выезд на ПМЖ можно в соответствующих дипломатических представительствах / консульских учреждениях на ее территории. В таком случае, решение принимается представительством или учреждением, которое в свою очередь принимает заявителя на консульский учет. Только после завершения этой процедуры можно переходить к этапу обретения украинского гражданства.
Несмотря на существование Соглашения, перечень необходимых для получения украинского гражданства документов является одинаковым для всех иностранцев. Он может изменяться только в зависимости от основания. Что же касается сроков, то это Соглашение создает определенные особенности гражданам Республики Беларусь. Как уже было отмечено, они
, ведь это происходит автоматически. Специфическими являются не только сроки, но и порядок прекращения их предыдущего гражданства. Таким образом:- после предоставления лицу нового гражданства компетентные органы Стороны обретаемого гражданства выдают лицу документ, подтверждающий приобретенное гражданство, одновременно изымают документ, подтверждающий прекращенное гражданство, и пересылают его по дипломатическим каналам Стороне, гражданство которой прекращается, вместе с уведомлением о получении нового гражданства с указанием даты обретения гражданства.
- после получения уведомления о получении лицом нового гражданства, Сторона, гражданство которой прекращается, оформляет прекращение гражданства и сообщает об этом Стороне, гражданство которой обретается.
Не следует забывать об автоматическом обретении гражданства ребенком. Речь идет о положении Соглашения, которое предусматривает, что:
- , усыновителями, опекунами, попечителями, в результате, которого оба становятся гражданами другой Стороны, , а также несовершеннолетних лиц, находящихся под их опекой или под их уходом.
Необходимость применения норм такого Соглашения обусловлена тем, что Республика Беларусь, так же как и Украина, стремится предотвращать случаи безгражданства. Однако, оно лишь частично изменяет порядок обретения украинского гражданства. Это никоим образом не влияет на права и обязанности, которые влечет за собой обретение статуса гражданина Украины.
При обретении гражданства Украины нужно также учитывать тот факт, что Конституция Украины не только гарантирует права своим гражданам, но и создает определенные обязанности перед государством. Речь идет именно о таких правах и обязанностях, которые могут иметь исключительно граждане.
В отличие от прав, которые лицо будет иметь лишь после обретения украинского гражданства, указанные обязанности возникают еще на этапе обращения за его оформлением. Так, первой обязанностью, которая полагается на заявителя является
при обретении украинского. Речь идет о принципе единого гражданства, который закреплен статьей 4 Конституции Украины. Также, статьей 65 Конституции Украины предусмотрено, что защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов является . Граждане несут военную службу в соответствии с законом. Поэтому, мужчинам, которые обращаются за получением гражданства Украины, следует иметь в виду, что после оформления паспорта гражданина Украины, им обязательно нужно пройти процедуру постановки на воинский учет. Избежать этой процедуры невозможно, ведь без этого они не смогут даже зарегистрировать место жительства.В свою очередь, права, которые могут иметь только граждане Украины, можно обрести только после завершения процедуры оформления украинского гражданства. Их гораздо больше и они включают:
— право на свободу объединения в политические партии и общественные организации;
— право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах;
— право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
— право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, походы и демонстрации;
— право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом;
— право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов;
— право доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления;
— право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе.
Достаточно часто иностранцы путают получения разрешения на иммиграцию и вида на жительство с приобретением гражданства Украины, а именно, считают, что вышеперечисленные права, а также возможность путешествовать без оформления визы в страны шенгенской зоны доступна в каждом из вариантов. На самом деле, это ошибочное утверждение. Лишь обретение гражданства Украины и отказ от иностранного дает возможность реализовывать указанные права.